покровители пчёл у древних славян
Без Бога ни до порога, а без Зосимы-Савватия — ни до улья!
В языческую эпоху у славян был распространён культ «пчелиного бога». Его имя считается утраченным. Однако предание сохранило некоторые сакральные имена…
ПЧЕЛИЧ — божество пчел у славян: небольшой местный божок-покровитель пчел.
РОДОСЛОВНАЯ: Пчелич появился в четвертом младшем роду богов. Согласно верованиям славян младшие боги являлись их самыми близкими предками, а старшие были первыми основателями рода. Согласно сохранившимся данным Пчелич был внуком Велеса.
ПОКРОВИТЕЛЬ ПЧЕЛОВОДОВ И ПАСЕЧНИКОВ. Пчелич не только над пчелами главным был, он и всем пасечникам помогал.
ИЗ ЛЕГЕНД: На Руси всегда почитали пчёл и относились к ним с особым уважением. Им нельзя было причинять вред и тем более убивать, так как это считалось великим грехом. По одной из легенд, согласно которой прародителями всех славян являлись богиня красоты и любви – Лада и Небесный Пчельник, от вибраций которого Лада породила всех русичей.
ИМЕНА: Пчелич является у древних славян богом пчеловодства и имеет несколько имён. Его часто называли Бука, Бучело и помимо хранителя пчел он являлся духом страшных снов. Возможно, именно про него пели колыбельные наши предки, когда отправляли Буку ночью на конюшню кормить животных овсом или сеном, чтобы он дурными снами не нарушал покой детей. Колыбельная была своего рода заговором, отгонявшим беспокойного хранителя. На Руси всегда почитали пчёл и относились к ним с особым уважением. Им нельзя было причинять вред и тем более убивать, так как это считалось великим грехом. Такое отношение можно объяснить одной из легенд, согласно которой прародителями всех славян являлись богиня красоты и любви – Лада и Небесный пчельник, от вибраций которого Лада породила всех русичей.
ДАТА В КАЛЕНДАРЕ: На Руси был свой пчелиный праздник, который отмечали 17 апреля. В этот день Пчеличу приносили требы, которые являлись символом любви и благодарности славян покровителю всех пчеловодов. Еще два дня, в которые приносились жертвы «сладкому богу» — это 27 июня и 3 августа. Требой Пчелича являлся мёд.
КРАПЧИК — пчелиный царёк в русских поверьях.
ВНЕШНИЙ ВИД: Крапчик — «с вершок длины, серого цвета: живет будто бы один на пчельнике» (Калужск)
В ФОЛЬКЛОРЕ: «И приведоша к ножиям твоим крапчика и матку со всею силою пчелиною. Куда, Господи, девать и сажать?» (из заговора)
«Во весь рост показывается повелителю Велесу и зловредный Аука, тот, который не спит ни зимой, ни летом и дурачит людей, отзываясь из-за каждого куста. Кланяется Крапчик — пчелиный царь. Все они почтительно машут вслед свите Ярилы и Велеса!»
СИМВОЛИЧЕСКИЕ АНТАГОНИСТЫ пчёл — скорпионы.
В легенде о появлении пчёл в «земле святорусской» Зосима и Савватий приносят из «земли идольской» «Свиридина» и «Свиридину», т. е. самца и самку пчёл.
ПЧЕЛА была эмблемой Афродиты, а затем – Девы Марии. У древних балтов божество пчел и мёда носило имя БУБИЛАС (одним из имен Великой богини у славян было Баба). В ряде мифологических традиций пчела служит символом неба. В поверьях жителей Европы пчела связывается с похоронами: у древних пчела ассоциировал с потусторонним миром; появление пчелиного роя считалось дурной приметой; пчеле приписывалась способность предвещания.
В Италии у пчел была покровительница — МЕЛЛОНА.
Мифологическое предание повествует, что первым заниматься пчеловодством стал бог вина БАХУС. Вот так пишет об этом римский поэт Овидий: «Однажды Бахус в сопровождении сатиров прогуливался в покрытой цветами долине Родопа, когда на звук, производимый цымбалами сатиров, стали слетаться неизвестные насекомые, — это были пчелы. Пчелы прилетели на звук меди, и Бахус, собрав их в рой, запер в дупло».
Легенды о происхождении пчёл
Пчела участвует в космогонических мифах и преданиях, выступая на стороне Бога и против злого духа.
Пчела повсеместно у славян воспринималась как «чистая», Божья тварь и была одним из наиболее почитаемых существ. «Иносторонность» происхождения пчелы (принесённая из «чужой страны», «из потустороннего мира») обусловливает такой её признак, как сакральность. С этим связаны народные поверья о том, что если у кого ведутся пчёлы, то это знак особенной милости Божьей к человеку. Распространенные в традиционной культуре определения пчелы — «Божья угодница», «Богова», «святая» так же связаны с наделением её признаком сакральности в рамках как христианских, так и языческих представлений. Причастность пчелы к божественному началу реализуется также в представлениях о её деятельности как имеющей творческий характер. Чаще всего народное восприятие пчелы как священного существа сводится к объяснению в христианской огласовке: она доставляет воск на свечи, «воск употребляется в богослужении, как вещь особенно чистая и приятная Божеству»; без пчелы, по убеждению народа, «не могла бы совершиться обедня». На Русском Севере и в Белоруссии на Пасху в ульи клали кусочек воска от освященной пасхальной свечи, чтобы пчёлы, как и люди, радовались празднику. В Малороссии даже было принято христосоваться с пчёлами, приветствуя их возгласом: «Xристос воскресе!»
О пчеле в народе никогда не говорят, что она сдохла, а говорят — «умерла», как о человеке. Такое отношение в значительной мере определяется поверьями о душе в облике пчелы, распространенными у русских. С подобными поверьями отчасти соотносится роль пчёл как предвестниц смерти в толкованиях снов.
В греческих и римских мифах пчела — божественное существо, дочь Солнца. По преданию латиноамериканцев, пчелы созданы ангелами. Многими народами древности, в том числе и славянами, пчела признавалась священной, постоянной спутницей божества. Индийский Бог Солнца изображается в виде пчелы. Пчела стала эмблемой Бога-громовержца Зевса, и он являлся людям в образе пчелы. По немецкой легенде, пчелы — единственные существа, сохранившиеся от золотого века. Пчелы и мёд — это рай на Земле.
Согласно одной из старинных русских легенд пчелы пошли от лошади, заезженной водяным и брошенной в водоем. Когда рыболовы вытащили невод, то в нем вместо рыбы оказались пчелы. И они разлетелись по всему свету. По верованию египтян, пчелы произошли из трупа быка, а по белорусскому поверью — из головы льва.
В одном предании о появлении пчел в горах Кавказа говорится о том, что пророк, на которого было ниспослано испытание, страдал около одной горы в Осетии. Червей, которые разъедали его тело, ангел смел крылом, и из них образовались пчелы. Все они улетели на эту гору.
Одна из кавказских легенд рассказывает об охотнике, который однажды, проходя мимо горы, увидел несметное количество насекомых. Массой вылетали они из ее разрезов и снова скрывались в других впадинах. Он заинтересовался ими, но насекомые находились на такой высоте, что добраться до них было невозможно. Он пригласил другого охотника. Они устроили огромную лестницу, долезли до гнезда этих насекомых и хотели воспользоваться медом, но пчелы напали на них. После бегства, когда они оказались в безопасности, решили полизать то липкое вещество, которым были запачканы их руки. Сладость его удивила их.
Прошла зима, они вновь пришли к горе. На этот раз разрез горы был наполнен медом до такой степени, что из сотов, пригретых солнцем, тек мед. Насладившись им, охотники решили поймать хоть несколько этих необыкновенных мух. Они содрали с вишневого дерева кору, свернули ее и полезли на гору, окутав головы башлыками. Им удалось поймать несколько насекомых. Их они принесли домой. С тех незапамятных пор в их селении и по всей округе водятся пчелы и приносят людям мед.
По легенде североамериканских индейцев, людей трудолюбивого племени Бог превратил в пчел, а ленивого — в мух.
По народным представлениям, пчёлы своим происхождением обязаны Богу. И иногда в поверьях жизнь на земле ставится в зависимость от существования пчел: когда все пчелы изведутся, наступит конец света. В легендах о пчёлах нередко звучит мотив соперничества Бога и дьявола. Так, севернорусская легенда повествует о том, что дьявол, желая сотворить таких же пчел, каких создал Бог, сделал земляных пчёл — шмелей, мёд которых ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.
По преданию до времени жизни Зосимы и Савватия «были времена, когда в России пчёл не было, а водились они только в чужеземной стороне; жили они в скалах, не выпускали роев и не распространялись по всему свету». Из земли Египетской («идольской страны»), где разводили пчёл окаянные измаильтяне вынесли пчёл свв. Зосима и Савватий (либо «из горы» или «из самого рая»). Зосима и Савватий набрали пчелиных маток, заключили их в тростниковую палочку (или в набалдашник посоха) и отправились из Египта «в святорусскую землю, в темные леса, в угодные древа и к православным христианам» Св. угодникам сопутствовал архангел Гавриил, который с помощью Духа Святого поднял, в земле Египетской («из «горы папоримской», находящейся в «земле Римской») всю «силу пчелиную» и повелел ей лететь за угодниками Божиими в русскую землю. Согласно заговорам, переносу пчёл на Русь покровительствуют Спас и богородица, находящиеся на камне алатырь. Измаильтяне же, когда увидели, что пчёлы оставляют их горы и целым облаком вьются над головой удаляющихся чужестранцев, пустились в погоню и скоро настигли св. Зосиму и Савватия. Однако архангел Гавриил не попустил, чтобы Божьи угодники потерпели от руки нечестивых и, когда стала приближаться погоня, велел им подальше бросить тростниковую палочку. Таким образом, при обыске окаянные измаильтяне ничего не нашли, и святые угодники невредимыми пришли в русскую землю и принесли свою тростниковую палочку с пчелиными матками».
Есть и другая легенда:
«Долго жили пчёлки, Божьи угодницы, в земле Русской без покровителя и защитника. И потому нападала на пчелиное царство всякая нечисть и мешала пчёлам делать Божье дело – творить мёд.
И вот собрались на совет семьдесят семь пчелиных цариц из семидесяти семи пчелиных городов и стали жаловаться, что у всякого насекомого, у всякой животины есть свои покровители, которые молят за них у Престола Господня, и только они – пчелы – трудится без святой защиты в небесах. И тогда полетели семьдесят семь цариц семидесяти семи городов на небеса, обступили подножие ног Всевышнего и стали молить о покровителе.
Стал Бог размышлять, кому же отдать под защиту пчел – Божьих угодниц, и вспомнил о новопреставленных святых угодниках, преподобных Зосиме и Савватии, соловецких подвижниках. И полетели пчелиные царицы разносить по миру весть о святой двоице соловецкой – Зосиме-Савватии.»